Суббота, 04.05.2024, 01:05
Приветствую Вас, Гость

Нейропсихологический подход в развитии речи детей

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Вся наша жизнь связана с общением, а средством общения людей является речь. Как правило, наибольших успехов в личной жизни, учебе и работе достигает тот, кто умеет хорошо, красиво и четко говорить, правильно излагая свои мысли. Поэтому если мы думаем о будущем наших детей, то необходимо заниматься развитием речи ребенка с детства.

Применение нейропсихологического подхода в развитии речи детей, дают хорошие результаты. Так как нейропсихология детского возраста исследует и анализирует взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучает специфику расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте, это позволяет выявить причину отсутствия или нарушения речи и воздействовать целенаправленно на нее. Отсутствие или общее недоразвитие речи – это симптом, указывающий на изменение в протекании психических функций.

Нейропсихологические занятия с детьми будут полезны и детям без речевых недостатков. Так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение точно и правильно излагать свои мысли — необходимое условие эффективного обучения в школе и успеха в будущей карьере и взрослой жизни.

Сначала проводится нейропсихологическая диагностика ребенка. И на основании заключения диагностики, проводятся упражнения по нейропсихологической коррекции.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, и предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) –базовая нейропсихологическая коррекция, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга…»

Особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного развития заново, начиная с рождения.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза ( А.В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:

  1. Дыхательные упражнения;
  2. Глазодвигательные упражнения;
  3. Растяжки;
  4. Упражнения двигательного репертуара.

Дыхательные упражнения:

Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестает дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.

Глазодвигательные упражнения:

Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное он замечает только с помощью поворота головы и всего тела. Имеющаяся фрагментарность как правило отражается и в речевой сфере. И точно так же как ребенок видит фрагментарно, он будет слышать фрагментарно. У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии, от которых помогают избавиться глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции(речь, внимание, память).

Растяжки:

Система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного вида дистоний (гипо или гипертонусов), зажимов или телесных установок. Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними  из самых важных задач коррекции развития ребенка. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться причиной недостаточного развития психических функций.

Упражнения двигательного репертуара:

Упражнения представлены в определенном порядке:

  • 1 этап ползания: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе:
  • 2 этап ползания: ползание на четвереньках с опорой на руки и хождение на ногах.
  • 3 этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах.

В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета у дошкольников и младших школьников.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Категория: Мои статьи | Добавил: esupovau (25.10.2021)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar